Главная Новости

Индустрия памяти в Бидермейере

Опубликовано: 29.10.2023

Индустрия памяти в Бидермейере

Согласно тому, что доступно в литературе и на основе работ многочисленных исследователей, теперь очевидно, что Бидермейер примерно правил с Венского конгресса 1815 года до революции 1848 года и что корни Бидермейера лежат в английской мебели в стиле рококо (Чиппендейл), в классицизме, от которого оно перенимает некоторые элементы декора и стремление к функциональности, а его источником является ампир. Бидермейер упрощает элементы классицизма и ампира до предельно чистых форм, стремясь к единообразию симметрии как идеалу дизайна. Нельзя отрицать, что Бидермейер больше всего обязан Англии, где уже во второй половине XVIII века искали единство техники и искусства и стали использовать промышленные технологии, особенно в прикладном искусстве.

Культурные различия осложнили переход классицизма и ампира в бидермейер, а конфликты интересов стран, решающим образом влияющих на этот процесс (Англия, Франция, Австрия, немецкие страны), порой придают явлениям иронический контекст. Еще в 1818 году некоторые утверждали, ссылаясь на Бидермейера: «Все, что было сделано за последние двадцать лет в области гобеленов и мебели, — это ерунда!» Были и те, кто утверждал, что бидермейер — это «стиль солидной буржуазной жизни без высоких идеалов».

Бидермейер пытается сформировать надежную и здоровую среду обитания, которая была бы полезна и приятна для повседневной жизни горожан. Безопасность, скромность, комфорт и интимность интерьера (все «просто и гладко», сказал бы Гете).

Бидермейер – это искусство реальной жизни. Средний класс создал в нем свой стиль. Можно согласиться и с теми, кто считает, что Бидермейер - "последний из стилей классицизма", но нет сомнения, что он выработал особые формально-стилистические черты, в равной степени и в архитектуре -Карл[(14500)]ФридрихШинкель(13 марта 1781 г. - 9 октября 1841 г.), в музыке Бетховена или Шуберта, в литературе Гете, а также в прикладном искусстве или одежде.

Когда мы говорим «бидермейер», мы обычно думаем о двух вещах — мебели и стекле. Формально бидермейер, пожалуй, лучше всего отражен в мебели: серьезность форм, надежность материалов, полированные поверхности, размеренность аппликаций, использование тканей с характерными узорами, надежность использования. Мебель в стиле бидермейер обеспечила адаптируемость и взаимозаменяемость предметов гражданской квартиры, ее постоянную изменчивость. Квартира стала защищенным каркасом, в котором горожанин попытался совместить тишину и спокойствие. Самое главное, что это изделия, изготовленные идеально, и это самый простой способ отличить оригиналы от подделок. Расположение шпона должно быть безупречным, как и пропорции каждого предмета – от стульев, журнальных столиков, витрин до спален.

В отличие от стеклянного творчества классицизма, в котором чувствовалась «тихая простота и благородная возвышенность», время Бидермейера в стекольном производстве имело тенденцию подчеркивать прочность и вес, пеструю цветовую гамму и разнообразие техник. Производство стекла в первой половине 19 в. характеризовалось новыми техническими достижениями, новыми методами обработки и декорирования, изобретением новых видов стекла.

Индустриализация ускоряет и массовое производство, а с другой стороны, улучшается транспортное сообщение, релятивизируется значение удаленности стеклодувов от источника сырья (дерева, песка). Во второй четверти XIX века стекло стало дешевым и доступным материалом. В Европе реконструируются старые стекольные заводы и открываются новые. Самыми известными стеклодувами того времени являются: «Штайншёнау», «Хайда», «Ризенгеберг», «Зильберг», «Бонавентура», «Паулина», «Георгеталь»… Важнейшими мастерами являются: Карл Пфолль, Доминик Бееманн.,Карл Гюнтер, Антон Пеликан, Август Бем, Самуэль Готлиб Мо и, конечно, самый известный из всех, Антон Котгазер.

Время бидермейера породило обилие различных техник и способов декорирования: от техники шлифовки стекла, резки стекла, гравировки, матирования, через техники росписи стекла в массе, имитирующей камни, до росписи прозрачными эмалевыми красками (Антон Котгассер). и самая популярная техника - техника стекла с покрытием ([(14500)]Überfang).

Стеклянные предметы, кроме бытовых, были преимущественно продукцией «сувенирной индустрии», которая как знаки дружбы, любви, почета и благодарности имела место в витринах домов первой половины XIX века. Темами в основном были: религиозные мотивы, живописные изображения молитвы «Отче наш», «Тайная вечеря», двенадцать апостолов, Мадонна, затем масонские символы, сцены охоты, изображения лошадей, мифологические и аллегорические изображения, игральные карты, птицы.,насекомые, цветы, портреты известных людей, различные патриотические надписи, панорамы городов и курортов.

Сегодня эти кусочки стекла являются ценным украшением многих буржуазных домов, а также ценным антиквариатом, который, в зависимости от мастерской, в которой они были созданы, или мастера, чья работа, продается по высоким ценам на аукционах. Так, например, стакан Антона Котгассера был продан более чем за 50 000 евро в венском «Доротеуме».

ДеянУрошевич

rss